МЫ ХРАНИМ ИСТОРИЮ
8(39566)3-27-38
Иркутская область г.Железногорск-Илимский, Мемориальный отдел музея: 8 квартал, дом 20; Краеведческий отдел музея: 2 квартал, дом 75а
Рабочие дни: вторник-суббота с 9.00 до 17.00; Выходные дни: понедельник воскресенье
ИНФОРМАЦИЯ

Ждем всех жителей и гостей города по адресу:

8 квартал, дом 20 - Мемориальный отдел;

2 квартал, дом 75а - Краеведческий отдел музея

К.т. 3-27-38

 

Интересное и познавательное

 

Краеведение                                                                                                            Память

 

Нижнеилимский военный аэродром на авиатрассе Аляска-Сибирь-Фронт.

 

Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия.

Память-это основа культуры, это связь между прошлым и будущим.

Осенью 2017 года исполнилось 75 лет одному из самых секретных операций Великой отечественной войны – перегон самолетов из Аляски через Сибирь на фронт.

Осенью 2018 года исполнится 75 лет Нижнеилимскому военному аэродрому на трассе АЛСИБ. 

Решающая роль нашей страны в победе над фашистской Германией  признается во всем Мире. Важно знать о бесценном опыте сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, сумевших прийти к соглашению по важнейшей мировой проблеме- встали единым фронтом против держав, исповедующих расизм и милитаризм.

В начальный период войны из-за временной потери  части своей территории, а также по другим причинам, Советский  Союз, ощущая острую нехватку вооружения, продовольствия и других материалов.  Поэтому для нашей страны имело большое значение  заключенное 9 октября 1941 года соглашение по которому США и Великобритания обязались поставлять  в СССР  вооружение, технику,(в  том числе боевые самолеты), материалы и продовольствие.

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по  ленд-лизу (давать взаймы, сдавать в аренду).

В годы ВОВ поставки по ленд-лизу получали 42 страны Мира.

Союзническая помощь осуществлялась разными путями.

В октябре 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации доставки самолетов из США, было предложено гнать самолеты своим ходом. На северо-востоке СССР срочно началось строительство аэродромов, туда завозилось оборудование, горючее.

Осенью 1942 года вступил в строй воздушный мост Аляска-Сибирь.

 По нему в условиях строжайшей секретности  советские летчики начали перегон самолетов на фронт.

По дерзости стратегического замысла и масштабности исполнения ни до, ни после  в мировой военной практике аналогов не было.

Уникальную операцию американцы  « Проект ALSIB». В отечественную историю она вошла  под названием « Трасса мужества».

Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов на севере США через Канаду на Аляску. Где кабины американских боевых самолетов занимали советские воины, эстафету перегона подхватывали наши летчики.

За время работы трассы в Советский  Союз было доставлено 8094 самолета.

Может показаться все просто полеты-перелеты.

 Но если представить эти многочасовые перелеты: малознакомая техника, надписи и расчеты на английском языке, весь маршрут более 7000 км- над водами  пролива Беринга, над тундрой, над горами и тайгой.

В лютую стужу, в дождь и жару, практически в любую погоду, днем и в сумерках полярной ночи - и по два полета. Это был поистине смертельный риск, когда на предельной высоте приходилось надевать кислородные маски, идти на последних литрах топлива и осознавать, что под крылом на сотни километров  ни  людей ни жилья, ни подходящей  площадки.

Уже в 1943 году  назрела  необходимость в строительстве дополнительных аэродромов, в том числе на участке Киренск-Красноярск. Им стал Нижнеилимский военный аэродром. Немаловажным фактором в пользу строительства  аэродрома были крайне  тяжелые перелетные условия  на данном участке авиатрассы.

 В начале 1943 года Государственным комитетом Обороны  было принято решение о строительстве  промежуточного (запасного или дополнительного) аэродрома для дозаправки самолетов между Киренском и Красноярском. Удобным местом стали поля между деревней Игнатьевой  и райцентром селом  Нижнеилимск.

Первый гидросамолет  в Нижнеилимске  приводнился на Илиме, в середине 1930 -х годов, когда было решено осваивать северные трассы северо-востока Сибири.

До отечественной войны в Нижнеилимск нерегулярно, в основном санитарными рейсами, прилетали двухместные самолеты У-2. Садились они на естественном сенокосе на окраине села.

В 1943 году на этом же рейсе, с наступлением весны, решено было начать строительство аэродрома. Тяжелое положение  на фронтах обязывало до предела сократить срок работы.

1 мая 1943 года состоялся митинг, где после сообщения о положении на фронте Великой Отечественной Войны  и решении Государственного Комитета обороны по строительству военного аэродрома в Нижнеилимске, собравшиеся женщины, мужчины, молодежь, старики  села, высказали свою решимость как можно быстрее построить аэродром и создать все условия для скорейшего передвижения самолетов на фронт. Прямо с митинга люди отправились на строительные работы.

В это же время завозилось горючее для самолетов. На разгрузку горючего мобилизировались рабочие и служащие села Нижнеилимск.

23 октября 1943 года аэродром с оценкой» отлично» на 40 дней раньше срока был сдан в экспуатацию.

За самоотверженный труд на строительстве аэродрома  многие были отмечены благодарностями , почетными грамотами, а 8 человек награждены Верховным Советом СССР медалями.

 Построеный аэродром значительно улучшил условия безопасности перегона боевых самолетов на фронт на участке Воздушной Трассы Киренск-Красноярск.

Нижнеилимский аэродром сохранял военное значение до 1947 года, затем быфл передан на баланс Восточно - Сибирскому управлению гражданского воздушного флота. Твердый грунт уложенный и укатанный женскими и детскими руками, каждое лето прорастал  американским пыреем  и от его яркой зелени  поле выглядело нарядным.

 Потом сюда стали приходить рейсовые  ЛИ-2, АКН-2, ИЛ-14. А однажды приземлился, словно прощаясь, ЯК - 40 и было это уже  перед затоплением, когда народ стал уезжать, а в небе стоял черный дым от сжигаемых изб. Нижнеилимский аэродром большую роль сыгравший в перегоне боевых самолетов на фронт, а потом в послевоенное время в освоении новых регионов Сибири и в жизни местных деревень. В 1974 году затоплен Усть-Илимским водохранилищем.

Спустя 75 лет со времени ввода в действие аэродрома в Нижнеилимске, хочется  низко поклониться людям, строившим его и  трудившимся на нем.

Все документы, связанные со строительством и деятельностью аэродрома до недавнего времени сохраняли гриф секретности(как и по авиатрассе АЛСИБ).

Живы были только воспоминания и факт того, что часть авиалинии проходившей  через Нижнеилимск, тоже была непосредственным и необходимым участком , который приблизил нашу победу в Великой Отечественной Войне.

В начале 1990 годов появились первые публикации, поисковые экспедиции, стали открываться памятники и мемориалы погибшим летчикам.

Хочется, чтобы молодое поколение и все живущие на Илимской земле, знали  и гордились тем, что в суровые военные годы за три месяца всем миром был построен аэродром служивший  делу  Великой Победы.

Историко – художественный  музей  имени  М.К. Янгеля сохраняет память о Нижнеилимском военном аэродроме на Трассе  мужества АЛСИБ, которая вошла в историю войны героической страницей.

Приглашаем на уроки мужества и патриотизма « Нижнеилимский военный аэродром на авиатрассе « Аляска-Сибирь-Фронт».

 

 Тел.: 8(395)66-3-15-66  

Методист « Историко-художественного музея им. академика М.К.Янгеля»  Коваль Т.И.   

 

 

 

12.04.2018
12.04.2018

Здесь вы имеете возможность ознакомиться с печатными трудами В.В. Лебедева

Лебедев Виталий Владиславович — руководитель секции

Виталий ЛебедевВиталий Владиславович Лебедев родился 5 октября 1964 г. в г.Ленинграде в семье служащих. В 1980 г. закончил 8-летнюю Среднюю школу № 125 и одновременно Художественную школу № 6. В этом же году поступил в Ленинградский Физико-механический техникум им. Зверева на Факультет «Оптико-электронные приборы», который успешно закончил в 1984 г.

С 1984 по 1986 гг. служба в Советской армии (на Украине): механик-водитель танка.

С детства любит историю и технику. Увлекался рассказами о доблестных советских лётчиках и космонавтах. После армии решил поступать в ВУЗ на авиационную специальность. В 1986 г. поступил на факультет «Летательные аппараты» Ленинградского Военно-механического института им. Д.Ф.Устинова. Летательными аппаратами оказались ракеты.

С 1987 по 1991 гг. был Главным художником Спортивно-туристического клуба института. Ездил в стройотряды и работал на благо Родины. Летом 1989 г. на технологической практике принимал на участие в сборке титановых кабин штурмовиков Су-25 на Улан-Удэнском авиационном заводе. Подал одно рацпредложение.

В 1991 г. принимал участие в тестовых экзаменах по сертификации института на получение им ранга Университета. После чего он получил название – Балтийский Государственный Технический Университет (БГТУ) им. Д.Ф. Устинова.

В 1992 г. с оценкой «Отлично» защитил диплом по специальности «Инженер-механик по ракетостроению».

Был распределён в ЦМКБ «Рубин». Но в связи с тотальной перестройкой экономики в стране, её военно-промышленного комплекса, в конце 80-х гг. нач. 90-х гг., везде требовались работники торговли, а не новоиспеченные инженеры.

По предложению Председателя экзаменационной комиссии попал в ЦНИИ «Гидроприбор» (ныне ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»), где стал заниматься конверсионными разработками: трубопроводным транспортом. Принимал активное участие в проектировании и испытаниях дефектоскопов для магистральных нефте- и газопроводов. За время работы по трубопроводному транспорту в ЦНИИ «Гидроприбор» в составе проектного коллектива получил три патента на изобретения и «Золотую медаль ВВЦ» (бывшего ВДНХ). Неоднократно участвовал в выставках по демонстрации достижений института. Был главным конструктором выставочного макета дефектоскопа.

В 1998 г. поступил на работу в НТО «Галакс», став менеджером проекта по оборудованию озонирования воздуха ирландской фирмы Unitherm. За время работы освоил всю номенклатуру изделий НТО и читал лекции в Училище повышения квалификации средних медицинских работников №1, занимался вопросами вентиляции и энергосбережения. С 2000 по 2003 гг. работал на должности помощника Генерального директора НТО «Галакс» по общим вопросам.

В 2003 г. стал Коммерческим директором российско-словацкого предприятия ООО “ЭУР-МЕД Нева” и продолжает работать в этой должности по настоящее время.

Но всё это время (с 1988 г.) принимал активное участие в работе С.-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики при Институте истории естествознания и техники (ИИЕТ) РАН, Секции истории космонавтики и ракетной техники Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России и Комиссии воздухоплавания Русского Географического общества (РГО).

Член Федерации космонавтики России с 16 июня 1998 г., РГО с 2010 г.

Участник, член Оргкомитетов и руководитель секций XI, XII и XIII-го Международных симпозиумов по истории авиации и космонавтики, ежегодных конференций С.-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники, международного аэрокосмического форума ICAS-2014, международных конференций по истории Первой мировой войны в Литве и Калининграде, чтений по истории авиации и космонавтики в С.-Петербурге, Москве, Ульяновске и Самаре.

Были напечатаны доклады и тезисы к ним в Сборниках симпозиумов, периодических номерах выпусков ИИЕТ по истории авиации и космонавтики, а также статьи в различных газетах и журналах (более 100 статей).

В 2001 г., как член Редакционной коллегии, участвовал в издании первого Сборника докладов С.-Петербургской секции истории авиации и космонавтики. Член Редакционной коллегии издательства «Политехника» (с 2010 г.), журналов «Крылья Балтики» (2009-2010 гг.), «Новый оборонный заказ» (2011-2014 гг.).

Соавтор 5 книг.

В 1998 г. избран учёным секретарём, в 2003 г. – заместителем, а в 2005 г. – Председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН.

В 2008 г. стал инициатором создания Инициативной группы “Воздухоплавательный парк”.

В 2010 г. одновременно с исполнением обязанностей председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН избран Руководителем Комиссии воздухоплавания РГО.

В 2011 г. вошёл в Экспертный Совет Благотворительного Фонда «Воинский собор» по увековечиванию памяти воинов Русской Армии, павших в Первую мировую войну 1914-1918 гг. С 2012 г. – Заместитель руководителя представительства Фонда в Санкт-Петербурге.

С 2014 г. член Общественно-попечительского совета Программы «Крылья славы» Общественного объединения «Золотая Книга Санкт-Петербурга» и автономной некоммерческой организации «Икары России».

За свою деятельность награждён медалями: От ЦНИИ «Гидроприбор» – «Золотая медаль ВВЦ» (1996 г.); От ФК РФ – «XXX лет полёта Ю.А.Гагарина» (1995 г.), «Имени Н.А. Пилюгина» (2004 г.), «Имени А.Л. Кемурджиана» (2011 г.); От МО «Комендантский аэродром» – «100 лет Комендантского аэродрома» (2010 г.); От Росавиации – «90 лет Гражданской авиации» (2013 г.); От РАН – почётный знак «За вклад в историю науки и техники» (2012 г.).

Имеет многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма от Государственной Думы РФ, Российской академии наук, Федерации космонавтики России, МО «Комендантский аэродром», БФ «Воинский собор» и др.

 

   "В единстве прошлого и настоящего"

 ссылка http://ivak.spb.ru/aeronautics/v-edinstve-proshlogo-i-nastoyashhego.html

12.04.2018
12.04.2018

     "Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов" (1927 г.)

Жми на ссылку:

 ссылка (http://ivak.spb.ru/kosmonavtika/pervaya-mirovaya-vystavka-mezhplanetnyx-apparatov-i-mexanizmov-1927-g.html)