МЫ ХРАНИМ ИСТОРИЮ
8(39566)3-27-38
Иркутская область г.Железногорск-Илимский, Мемориальный отдел музея: 8 квартал, дом 20; Краеведческий отдел музея: 2 квартал, дом 75а
Рабочие дни: вторник-суббота с 9.00 до 17.00; Выходные дни: понедельник воскресенье
ИНФОРМАЦИЯ

Ждем всех жителей и гостей города по адресу:

8 квартал, дом 20 - Мемориальный отдел;

2 квартал, дом 75а - Краеведческий отдел музея

К.т. 3-27-38

 

16.10.2017

К 75-летию трассы "Аляска - Сибирь"

16.10.2017

 

   Долгое время материалы о трассе Аляска – Сибирь были засекречены. Но ныне события описаны разными авторами. Поисковики вели свои исследования.  Это значительная история нашей страны и в ней есть страничка о нашем районе, где был построен запасной аэродром.

   9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о строительстве воздушной трассы для полётов в США через Сибирь, так как летать через Европу было нельзя, шла Великая Отечественная война. Государственный комитет Обороны обязывал Главное Управление гражданского воздушного флота, советские партийные и хозяйственные органы Восточной Сибири и Дальнего Востока в сжатые сроки построить авиалинию на весьма большой протяжённости авиалинии от Красноярска до посёлка  Уэлькаль на Чукотке.

   10 мая 1943 года Нижнеилимский райисполком своим решением обязал все колхозы района выделить определённое количество лошадей и возчиков, а также учреждения райцентра и учащихся средней школы о принятии участия в строительстве аэродрома и начать работы с 16 мая.

  Старшеклассники Нижнеилимской средней школы вместе с учителями два дня в неделю производили вручную лопатами выравнивание взлётно-посадочной полосы аэродрома. Техники не было никакой. Школьники и старушки переносили землю даже берестяными чумаками.   Работники учреждений райцентра также трудились на строительстве аэродрома. На строительной полосе собиралось до 700 человек и как муравьи копошились в земле. Колхозники на лошадях подвозили гравий, песок.

   Каждый житель районного центра Нижнеилимска вложил долю своего труда в строительство Нижнеилимского аэропорта. Это был действительно патриотический порыв за скорейшее строительство аэродрома, так необходимого для фронта, для победы.

   23 октября 1943 года Нижнеилимский аэропорт был сдан досрочно на 40 дней с оценкой «отлично».

   Нижнеилимский аэропорт принял во время войны около восьми тысяч боевых самолётов, после войны через него прошли тысячи гражданских самолётов вплоть до затопления в 1974г Усть-Илимским водохранилищем. Все документы, связанные со строительством и деятельностью аэропорта до недавнего времени сохраняли гриф секретности. Живы воспоминания и факт того, что часть трассы АЛСИБА, проходившая через Нижнеилимск, тоже была непосредственным участником приближения Победы в Великой Отечественной войне.

   История трассы полна героических и трагических страниц.

  7 июля 2005 года участниками туристического клуба «Кедр»  Семилетом Анатолием Дмитриевичем, Гавриловым Альбертом Владимировичем, Юхно Александром Григорьевичем и журналистом газеты «Илимские вести» М.Н. Осенковой   в музей   были переданы  уникальные экспонаты-реликвии военных лет, найденные во время туристического похода в 100 километрах от станции Мерзлотная: фрагменты искорёженной обшивки самолета, пулемет, пулеметная лента, крышка от заправочной горловины, кран отопителя, а так же видеокассета с записями «Экспедиция газеты «Илимские вести» на место падения самолета» и фильмом «Летящие».

       В библиотеке Краеведческого отдела музея хранятся литературные издания, рассказывающие о трассе «Аляска-Сибирь» и подвигах советских летчиков.

 

  Наш музей хранит память о тех, кто работал на «трассе мужества». В Военном зале Краеведческого отдела находится  постоянная экспозиция, посвящённая Алсибу и Нижнеилимскому аэродрому, проводятся экскурсионные программы, уроки мужества, классные часы и музейные занятия.

Пашнина Е.Е. –старший научный сотрудник

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных